среда, 17 сентября 2014 г.

Тяжесть девичьего труда

Во время войны на полях работали девушки, женщины. Все мужчины воевали. А  для того чтобы испечь хлеб, необходимо было зерно. С большим трудом доставалось каждое зернышко.
Я ознакомилась с газетами послевоенных лет и натолкнулась на такие воспоминания:
На имеющихся тракторах с металлическими колёсами на шипах, без кабины, без стартеров и пускачей работали девчата шестнадцати-семнадцати лет.
После коротких курсов трактористки трудились по одиннадцать часов посменно, и днём, и ночьюОдна из трактористок вспоминает в книге "Дети военной поры"."Когда пахали ночью, хорошо, если луна. А то одна впереди с фонарем идет, а ты за ней едешь. И страшно ведь было. Уж и не знаешь, то ли ты в тракторе заснешь, то ли она сонная под трактор упадешь. А еще волки кругом воют. А как заводили тракторы! Надевали на рукоятку трубу, все на нее навалились. Если в обратную сторону отдавало, все падали наземь. И плакали и смеялись."

Дарья Гармаш, бригадир женской тракторной бригады, Герой Социалистического Труда вспоминает:
"Потные, измученные трактористки спрыгивают на землю. От солнца и ветра лица у всех красные. Никто толком не может разогнутся. Одна держится за поясницу и стонет. Другая пытается разогнутся, ей больно, она сжимает губы, молчит. Еще одна скособочилась и испуганно спрашивает:
-А от тряски кишки в животе могут перевернутся?
Одна сквозь гримасу боли шутит:
-Смотри, как ходим то, будто раненые. 
Тяжесть мы, как все несли фронтовую. Зерно сдавали- на семена не оставляли. А весной за семенами чуть ли не всей деревней ходили в райцентр. Даже дети несли свои мешочки."
Прасковья Малинина, председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда, пишет: "Тягловой силы в колхозе почти не было, и стали мы отбирать быков да коров для работы. Придумали специальные хомуты для быков, а они не приучены в упряжке ходить – головой мотают, ревут, упрямятся, назад пятятся да шарахаются в сторону, и тебя, того и гляди, рогом подцепят. Мучились женщины с ними".
Ветеран труда Екатерина Данилова говорит: "Эти мучения я помню до сих пор, спустя уже много лет… Поздняя осень, холодно, но ещё не выпал снег и не замёрзла речка. Мы с мамой едем за сеном, мне 13 лет. Огромный бык запряжён в арбу. Мама подаёт вилами сено, я наверху с граблями равномерно это сено расправляю. Навьючили воз сена, перевязали верёвками и двинулись в обратный путь. Мама за хомут направляет быка, а я – на верху воза, в валенках. Подъехали к речке, которую уже переезжали. По мелководью начинаем переезжать, и вдруг это огромное, сильное и упрямое животное двинулось не по мелководью, поперёк реки, как его направляла мама, а вдоль. А мы знали, что впереди большая глубина. До сих пор помню, какой ужас охватил меня, я закричала каким-то диким голосом и автоматически съехала с воза в воду, прямо в валенках. По-видимому, мой дикий крик как-то воздействовал на это животное. Мы с мамой с большим трудом направили его на мелководье и выехали на дорогу".




Комментариев нет:

Отправить комментарий